Календарь дневной

Православие.Ru
Ссылки
Официальный сайт Болгарской Православной церкви Официальный сайт Русской Православной церкви
Посетители
Яндекс.Метрика Новости

Пристанью ума является сердце (первая часть)

Автор: архим. Андрей (Конанос)

 Пристанью  ума является сердце. Я буду говорить о молитве. Что значит, когда говорят, что наш ум очень растревожен? Перед  началом беседы в храме был слышен шум от разговоров. Мы обсуждаем, разговариваем. Очень трудно человеческому уму успокоиться. Мы не можем успокоиться, постоянно думаем о чем-то, говорим о чем-то, занимаемся чем-то,  ум, как два мельничных жернова, которые молотят, делают какую-нибудь работу. Если тебе кто-то говорит:

— Успокойся немножко!

Но тебе трудно это сделать, и это является причиной всех наших проблем. А именно, ум мучается от помыслов,  от разочарования, от отчаяния, от беспокойства, от стресса, от страха, от неуверенности.

Например, сегодня, когда я закончу свою беседу, 20 человек из вас скажут мне:

— Батюшка, то, что ты рассказал,  нам понравилось.

Но один из них скажет:

— Батюшка, то, что ты рассказал, мне вообще не понравилось.

Что сделает мой ум? Начнет мучиться из-за этого одного человека, и начнет думать: „Почему ему не понравилось? Как мог он это сказать?! Он обидел меня! Обидел меня, меня, такого-то и такого-то!” О чем все это говорит? Это игры ума, постоянные терзания от помыслов, в то время как реальность совсем иная. Я не беспокоюсь, скажите Вы мне хорошие или плохие слова, и ты не беспокоишься от того, похвалю ли я тебя или пожурю тебя. Почему? Потому что, наша душа, наше сердце, сердцевина нашего существования создана Богом и скрывает в себе все величие и красоту Христовой благодати. Но ум способен сделать так, чтобы ты заболел.

Потому что мы все зависим от того, какое мнение сложилось у других людей о нас, какой я высокий, какой я хороший или  какой же я плохой. И не говорите мне, что когда приходите в храм, никогда не смотрите на себя в зеркало. Или, в чем будете одеты, как будете стоять в храме. Вот что делает наш ум, все это твой  ум, который тебе говорит:

— Оденься, дитя мое, приведи себя в порядок, а то будешь выглядеть как посмешище! Что будут о тебе говорить и что о тебе подумают!

Или ты только что получил  какой-то диплом и когда тебя будут представлять, забудут о нем упомянуть. Сразу начинаешь  нервничать. Почему? Что тебя раздражает? Ум, ибо он говорит:

— Необходимо все сказать о тебе! И о дипломе, и что я знаком с этим членом правительства, и с этим известным политиком, и что я сделал то и то!

Это игры ума, который заставляет нас ставить таблички, фальшивые таблички, мы терзаем и мучаем себя о том, что не является нашей сущностью. Я не являюсь моим дипломом, я не являюсь моим ростом, я не являюсь красотой или уродством, очками, рясой, я  не являюсь всем вышеперечисленным. В Церкви это называется  сердцем. Если мы соединимся там, внутри, в сердце, каждый в своем сердце и перестанем мучаться оттого, что другие говорят о нас, то тогда успокоимся. Почему? Потому что, в сердце у всех нас есть полнота, очень большое счастье, обильные блага, чтобы  ты был счастлив на долгие годы, на протяжении всей своей жизни.

— Почему ты несчастна, моя дочь? – спрашиваю я.

— Потому что, меня бросил парень, которого я любила. Бросил меня!

— И как сейчас себя чувствуешь?

— Я плохо себя чувствую. Я чувствую себя  бесполезной, преданной, недостойной, чувствую,  что я нечего не  стою!

Представь себе! Какой-то человек говорит:

— Он не любит меня!

И  все у него рушится. Рушится. Что рушится? Сердце? Нет, не сердце, а ум. Ум заставил тебя думать, что если твой муж тебя предал и бросил, или наоборот – какая-то женщина бросила своего  мужа, то от этого следует, что ты ничего не стоишь. Даже если все остальные тебя любят, если он не любит тебя, то ты чувствуешь себя полностью провалившимся. Что это? Заблуждение ума, все наши проблемы начинаются от фальшивых чувств и мы мучаемся, заболеваем, и думаем, что для нас всем является дом, автомобиль, человек, который меня  любит, если он перестанет меня любить, я сойду с ума!

Какой-то духовник  спросил девушку:

— Почему разрушаешь свою жизнь ради него?

— Он очень хороший! – Сказала она. — Я его очень люблю! Я без него не могу жить !

— Но, семь миллиардов человек хорошо живут на планете, вообще даже не думают, о нем! Никто им не интересуется. А ты сходишь с ума? Почему?

Потому что человек  научился выражаться только  помыслами, умом и не понимать красоту своего собственного внутреннего мира. Ты красивый, ты красивая и ценная, даже если другие  тебя не уважают и не любят. Что сказал Христос? У Вас есть что-то, что никто не может его отнять у вас. Если даже Вас бросят в огонь, сожгут Вас, в Вашей душе, у Вас есть что-то красивое, настоящее, вечное, что никто не может у Вас отнять, поколебать и разрушить. Ты внутренне соприкасаешься с этим? Удалось ли Вам соприкоснуться с нашей душой, с красотой нашего внутреннего мира? Я думаю, что нет, потому что мы целый день что-то делаем, весь день  о чем-то думаем, наш ум где-то блуждает, и он не дает нам покоя.

Почему в Греции с начала кризиса до сегодняшнего дня столько людей покончили жизнь самоубийством — почти 3000 юношей,  взрослых людей, пенсионеров?  Потому что они не научились питаться сердцем, а разум свел их с ума. Я думаю, что в то время, когда они совершали самоубийство, они не были голодными, никто в то время не был голоден, не было нечего осязаемого, что бы способствовало возникновению  проблемы. А что способствовало возникновению  проблемы? Мысли о будущем,  о кредите, об обществе, о детях, когда „я стану посмешищем,  что не смогу платить”. Что это? Помыслы. Что способствовало возникновению  этой проблемы? Ум. Разум свел их с ума, прежде чем попасть в тюрьму, они сами отправили свои души в тюрьму, совершив самоубийство.

Потому я говорю Вам об этом, что это очень важно, если сможем понять, что ум обманывает нас, очень сильно обманывает нас. Например, сейчас я могу подумать, что вы посмотрите на меня и скажите что-то плохое, а Вы ни о чем плохом не думаете. Ум говорит это. Какая-то девушка, идет по дороге и  думает, что все смотрят на нее и недооценивают ее:

— Посмотрите на нее, посмотрите на эту женщину.

Но никто об этом ей не говорит. Твой ум пишет эти сценарии и делает тебя больным. Поэтому Церковь дала нам возможность для молитвы. А что такое молитва? Она является тем самым- погружением ума в наше сердце, где есть океан спокойствия, тишины, покоя, полноты Божьей, славы Божьей,  света Божьего, любви Божьей, там, где не чувствуешь что тебе чего-то не хватает. У тебя все есть. Но, чтобы это сделать, тебе, прежде всего, необходимо  погрузиться, успокоиться, чтобы уйти от того,  о чем думаешь, и  сказать себе:

— Давай немного успокоюсь, немного подумаю!

Святые использовали метод, если помните это из книг, которые Вы читали, Иисусова молитва, как ее еще называют. Это короткая молитва: „Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!” Все, кто пытаются ее применять во время исповеди, говорят, что они не могут сосредоточиться только на том, а думают о другом. Почему? Потому что, как уже я сказал, ум не привык успокаиваться,  ему нравится шум  и он не может терпеть спокойствия. Летом женщины говорят:

— Поедем, отдохнем!

И Вы едете отдыхать, но там для вас находится новая работа. Я это вижу у моих родственников —  едут отдыхать на дачу или на какое-нибудь другое место,  и начинается уборка. И когда она закончится,  уже прошло два дня, а на четвертый день им надо уже возвращаются домой. Говоришь ей:

— Сядь немного отдохни!

А она отвечает:

— Не могу сидеть нечего, не делая, не могу!

Суть не заключается в этом, а мой ум постоянно требует шума. Он не может терпеть покоя. Поэтому святые установили эту молитву: „Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного!” – Шесть слов, для того чтобы ум сосредоточился. Ты можешь произнести и другие  молитвы: „Пресвятая Богородица, спаси меня!”, „Святой Ангел мой, храни меня!” Или же помолись своему личному святому. Не обязательно использовать только одну молитву, независимо от того, какая будет молитва, достаточно, чтобы твой ум не блуждал постоянно и не сводил тебя с ума. Потому что все это, о чем думаешь, является суетой, которая утомляет.

Какой-то друг на Святой Горе сказал  мне:

— Прошло много времени, пока я научиться молиться и сосредоточивать свой ум. Это нелегко сделать, но когда я это сделал и достиг этого с Божьей помощью, знаешь, что я чувствовал? Почувствовал, как будто уехал в отпуск на Карибские острова, как будто уехал в отпуск на экзотические острова, так хорошо себя чувствуешь, когда успокаиваешься и перестаешь себя мучить мыслями, которые тебя терзают и доводят до стресса.

Это очень тихая область в нашей душе. Все мы имеем в себе сад с цветами, которые благоухают, но мы редко посещаем этот сад. Вы видели те таблички в центре Афин, где очень шумно, а на табличках написано: „В конце города есть сад”. Как будто тебе говорят:

— Не смотри в ту сторону, где слышен шум, поезжай до конца города и увидишь! Там спокойно, там есть и сад и виноградник.

Так происходит  и в нашей жизни. Снаружи шум, который мы сейчас поднимаем. Ты думаешь  о разных вещах, от которых не можешь уснуть. Но если перестанешь беспокоить свой ум, войдешь в свое сердце, то почувствуешь Бога и услышишь голос, которым Бог тебе говорит:

— Дитя мое, Я люблю тебя! Дитя мое, Я существую и помогу тебе! Дитя мое, ты ценный для Меня! Что бы тебе ни сказали люди, для Меня ты  являешься важным! Не беспокойся! Все будет хорошо!

Этот голос существует в нас, но, чтобы он был услышан в душе, должен наступить покой, и поэтому святые кроме молитвы „Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного!” используют и свое дыхание. В этом заключается тайна. Не произноси эту молитву очень долго, а пять раз в день, — говорит Добротолюбие, — с глубокими вдохами, с которыми ты сосредоточишь свой ум в дыхании и вложишь Христа в это дыхание в воздух, который входит внутрь, и Христос будет идти с тобой. „Господи, Иисусе Христе…” – вдох, и „…помилуй меня грешного!” — выдох. Но ты не должен думать ни о чем другом, а только следить за спокойствием своей души, чтобы успокоиться.

Когда  вчера ты  заснул? Одна  женщина ответила мне:

— Когда я уснула или когда я легла спать?

Я сказал ей:

— И то и другое.

— Я легла спать в двенадцать часов, но заснула в пятнадцать минут второго.

— Почему?

— Потому что я думала и не могла уснуть. Я не могла уснуть, меня душило беспокойство о налогах, о ребенке, который не смог  найти себе работу, меня душит беспокойство и мысли о дочери, которая еще не вышла замуж, или о дочери, которая замужем, и еще не имеет ребенка. Я думаю, думаю о них, схожу с ума, не могу спать. Просыпаюсь утром, меряю уровень сахара в крови — повышенный, странно, ведь я  вечером ничего не  ела!

— Мысли свели тебя с ума и утомили. Но, если бы ты научилась,  доверяясь Богу получать  сладость от молитвы и поставить свои проблемы перед Богом и сказать:

— Мою дочь? Я вручаю ее Богу. Мою работу? Я вручаю ее Христу.

Чего ты достигнешь, если сойдешь с ума от страха? Что? Очень скоро с тобой может произойти инсульт или инфаркт. Это с тобой может произойти.

Кто-то может возразить мне:

— Другими словами, сейчас ты говоришь мне, чтобы я ничего не делал?

— Нет, то, что я тебе говорю делать, это самое важное. Труднее всего не думать о проблеме, а отдать ее  Христу и вручить ее Ему. Это очень трудно сделать. То есть, я  тебе сейчас говорю, чтобы ты сделал одно дело, а не говорю, чтобы ты ничего не делал. Я говорю, чтобы ты сделал что-то конкретное, что-то отличное от того, что ты делал до сих пор. Потому что, то, что ты делаешь, утомило тебя и привело тебя к преждевременной старости. Я сегодня сюда приехал, чтобы вам  сказать, чтобы Вы оставили свои проблемы, которые Вас беспокоят, но не бросили их, как говорится, а оставили на Голгофе, возле Креста Христова в Божьем объятии и под покровом нашей Святой Богородицы. Это очень трудно сделать. Хотя выглядит просто, но это очень трудно сделать. Очень трудно чтобы женщина сказала:

— Я вечером усну  и пусть мой ребенок сейчас не дома, я вручаю  его Святой Богородице. Что я буду делать, если он вернется домой в три-четыре часа ночи? Утром я должна встать и идти на работу, но я не могу его ждать до трех часов утра, когда он вернётся домой, ссориться с ним до полчетвертого утра и потом пойти на работу. Тогда я буду трупом.

Это не является решением проблемы. То, что я вам говорю, выглядит, так сказать, как-то несерьезно, как будто не существенно, но в действительности это является существенным решением – выйти из безумия мира и войти в покой Бога. Это делает молитва. Если хочешь преодолеть безумие мира, не входи в это безумие и выйди из него на некоторое время. Сколько времени необходимо, чтобы выйти  из безумия?  Пятнадцать минут? Полчаса? Или больше?

Я знаком с бабушкой, которая молится каждую ночь  по  два часа и  когда она разговаривает,  то ее лицо светится. Она не смотрит латиноамериканские телесериалы. У нее остается время молиться, она не смотрит мыльные оперы, не смотрит фильмы, почему? Она хочет молиться о других, любит других людей, думает обо всем мире, о себе, о своей душе, она это делает, и поэтому молился и поэтому ее душа светится, и она этим насыщается. Молитва не является терзанием, мы переживаем терзание, потому что, мы  не наслаждаемся молитвой. Тот, кто ею наслаждается, знает, что он не растрачивает свое время, потому что тогда, когда он выходит к людям, чувствует себя намного лучше. Он спокоен, у него нормальное артериальное давление, нормальный уровень сахара в крови, у него тело здоровое и врач, которого он посещает, говорит ему:

— Я вижу, что твои анализы стали лучше. В прошлый раз я тебе посоветовал, чтобы ты перестал подвергать себя стрессу и ты молодец, смог это сделать!

С этого все начинается.

Что такое стресс? Ум думает, думает, думает; так можно заболеть оттого, что вы так много думаете. И если не можете сами молиться, думайте о другом человеке, которого любите и которой немного затронет ваше сердце, это жертва в его имя. Молитесь о человеке, которого любите – о своем ребенке, о своем муже, о своей жене, о каком-то соседе или о каком-то родственнике. Почему я об этом говорю? Потому что, когда любишь кого-то, будешь легче молиться и скажешь:

— Я помолюсь о нем!

Поэтому, хорошие и чувствительные матери, когда их дети испытывают какую-то боль, по принуждению молятся о них, о себе они не очень часто молятся, но если с их ребенком что-то случится, то они сразу начинают молиться. В этом заключается  тайна, помолись о другом человеке, если не можешь молиться  о себе, соприкоснись с Богом по какому-то поводу. Найди этот повод.

Какая-то женщина сказала своему духовнику:

— Батюшка, я не могу сосредоточиться на Боге во время молитвы, я не могу любить Его, очень трудно сделать то, о чем Вы говорите. Батюшка, это все теория!

И он сказал ей:

— Дитя мое, я хочу тебе кое-что сказать. В некотором смысле ты права – ты не можешь соприкоснуться с Богом, но ты хотя  бы любишь кого-то другого?

— Я люблю своего ребенка.

— Хорошо, помолись о своем ребенке и  соприкоснись с Богом, ради своего ребенка. Пусть это будет поводом.

Это делал Св. Силуан на Святой Горе, который рассказывает, что однажды, когда  он молился – как думаете, о ком он молился? О рабочих в монастыре, о строителях. Там жил какой-то Николай  из России, который оставил дома свою жену и своих детей приехал на Афон, чтобы поработать, заработать денег и вернуться в Россию  и привезти им деньги. Св. Силуан молился о Николае и произносил  молитву – в уме он говорил:

— Христос мой, помоги Николаю, дай ему здоровья, чтобы он не упал с какой-нибудь лестницы.  Помоги ему,  чтобы с ним нечего плохое не случилось.  Защити  его жену, которая одна дома, чтобы с ней не произошло ничего плохого, чтобы его дети  были здоровыми.

И в то время, когда он, таким образом, молился  о Николае, его ум понял, какой добрый Христос.

— А потом, через пять минут, — рассказывает он, – я забыл о  Николае и сосредоточился на Христе.

Он только думал о Христе, забыл о Николае, потому что он видел Бога, а когда кто-то видит Бога, то забывает о проблеме, о которой начал молиться и остаётся с боговидением. О чем потом он рассказывает? Как думаете, что он видел  в Боге? В Боге, Которого он видел, забыв о Николае, он несколько минут видел Николая. Он начал молиться об этом человеке, его ум оторвался и ушел к Богу. и  в Боге нашел того,  о ком молился.

Это означает, что в глубине нашей души все мы где-то встречаемся. Я и ты любим душевно друг друга, в глубине нашей души, твоя невеста со своей свекровью, то есть, с тобою. Те, кто имеют сноху, ваши души и сердца соединены в глубине души, но существует невероятный конфликт, знаете где? В уме, у нас разные мнения, там мы не подходим друг к другу. Поэтому, сноха ругается со свекровью, поэтому, муж ругается со своей женой. Кто ругается? Наши сердца? Нет, не сердца, а наши умы ругаются, наши сердца созданы Богом и общаются друг с другом. Нет человека, который бы не любил всем сердцем, даже того, кто припарковался на стоянке перед твоим автомобилем, нарочно припарковался  перед твоим домом. Даже  того, кто нарочно  оставил перед твоим окном пакет с мусором, даже того, кто сделал  что-то плохое в твоей жизни – твоя душа внутренне (любит его), потому что, как я сказал раньше – в конце города есть сад.

Глубина (твоей души) любит весь мир и глубина (души) твоего врага любит тебя, но, к сожалению, мы не живем в глубине, а на поверхности и там вот что говорит ум:

— Нормальный ли ты?

В сущности, наши сердца, как дети, ребенок идет и всех обнимает. Маленький ребенок ни с кем не имеет проблем, он поссорился с тобой и через полчаса снова тебя обнимает, ни к кому, не таит злобу, все прощает – это наше сердце, созданное Богом. Но, мы не такие, мы стали ”цивилизованными”.

— У меня высокое положение, я не разговариваю с этим человеком! Он меня не интересует! Я не разговариваю с этим человеком, если он умрет,  если моя душа уйдет в мир иной, то все равно не буду с ним разговаривать!

Говоря другими словами, это твой ропот. Ты болеешь, это твоя болезнь, в то же время наше сердце хочет любить даже врагов. Этого хочет Христос, но, к сожалению, мы этого не делаем, мы живем в Церкви и состаримся в ней, но ни чуточку не меняемся. Ты спрашиваешь кого-то:

— Чему ты научился в течение стольких лет в Церкви? Научился ли ты приобретать мир? Любить его? Соединяться с другими людьми? С твоей молитвой?

Ты понял, что другой человек не является твоим врагом? Ты понял, что, когда какая-то девушка сказала старцу Порфирию:

— Батюшка, помолись за меня!

Он сказал ей:

— Сейчас перед тобой я помолюсь о  тебе!

— Да, я хочу услышать эту молитву!

И он произнес:

— Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного!

Девушку звали Георгия, и она подумала: „Сейчас он что-то скажет обо мне”.

Но старец Порфирий повторил:

— Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного!

Она спросила у него:

— Батюшка, Вы,  не  помолитесь за меня?

Старец Порфирий сказал ей:

— Дитя мое, я молюсь о  тебе!

— Но, Вы говорите, помилуй меня!

А он ответил:

— Дитя мое, ты не поняла, что ты и я являемся одним и тем же! Я тебя  так сильно люблю, что молюсь о тебе, как будто обо мне и молюсь, обо мне,  как будто о тебе!

Это самое лучшее. Это нам дает сад, сад в конце улицы. Тот, кто молится, но просыпается утром, видит своего соседа и говорит себе:

— Я с ним не разговариваю!

Он глубоко погрузился во мрак. Он еще спит. Этот человек не понял даже ”альфу” в духовной жизни.

Тот, кто молится, то есть, он думает, что молится и утром просыпается без любви, без желания и бодрости жизни, это означает, что он ничего не взял от Христа, не прикоснулся к Христу, ни к чему другому не прикоснулся. Может быть, он прикоснулся к неопределённым духовным явлениям, неопределенным духовным переживаниям. Неужели возможно прикоснуться к Христу с молитвой и остаться тем же самым человеком? Неужели это возможно?

 (Окончание >)

 

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар.

Источник: http://dveri.bg/xrr8h

Copyright © 2013. Болгарское подворье.