Календарь дневной

Православие.Ru
Ссылки
Официальный сайт Болгарской Православной церкви Официальный сайт Русской Православной церкви
Посетители
Яндекс.Метрика Новости

Польза от церковного пения

Пойте Богу нашему, пойте,
Пойте Цареви нашему, пойте.
Пс. 46:7

Церковное пение имеет богатую многовековую историю. Его необходимость засвидетельствована многими святыми отцами, которые утвердили его использование в христианском богослужении. Возвышенное церковное пение приносит немало пользы как поющим, так и слушающим.

Церковное пение изменяет душевный настрой человека. Церковная музыка невидимым образом меняет настройку нашей души, делает её гармоничной, направляет её к благородным и возвышенным чувствам, чуждым светской суете. Недаром св. Порфирий Кавсокаливит говорил, что византийское пение бескровно освящает человека. Церковные музыкальные композиции вносят мир и тишину в души верующих. Из Ветхого Завета известна история царя Саула, которого мучил злой дух, но как только Давид начинал играть на псалтыри[1], злой дух отбегал от царя (1 Цар. 16:14-23).

Церковное пение целительно для души. Ещё древние греки знали терапевтическую силу музыки – то, о чём модно говорить сейчас. И если люди различных эпох чувствовали положительный эффект от музыкотерапии, то не должно оставаться сомнений в силе благодатных церковных гимнов, воспевающих Творца и Его святых. Неоднократно богомольцы признавались, что, слушая церковные песнопения, они забывают свои земные тревоги, и на душе становится легче и приятнее.

Церковное пение — это соприкосновение с Небом. Каждый из нас знает, насколько несовершенна наша земная жизнь, исполненная трудностями и проблемами всевозможного характера. Церковное пение как будто рождено на Небе. Это в целом относится к любому настоящему искусству. Поэтому и венский классик Людвиг ван Бетховен говорил: «Каждая нота моего скрипичного концерта продиктована Всевышним». Искусство не просто развлекает нас, а делает нас причастными некоей более гармоничной реальности, чем земная. И когда мы приближаемся к совершенному, мы прикасаемся к чему-то, что превосходит наш здешний опыт.

Церковное пение выше времени. В то время как светская музыка часто акцентирует внимание на материальной стороне жизни и душевных переживаниях человека, церковная ориентирована на надвременное бытые. Её исполнение приближает нас к Вечносуществующему Богу, а также к создателям боговдохновенных мелодий. Все, кто поют возвышенные церковные песнопения, становятся частью огромного хора, включающего как тех, кто пел раньше, так и тех, кто продолжит это дело после.

Церковное пение прогоняет уныние. Те, кто занимаются церковным пением, изгоняют скуку и уныние из своей жизни. Не зря ещё много веков назад церковное пение считалось одним из основных занятий монахов. Один церковный певец признался мне, что когда поёт и разучивает песнопения, чувствует, что душа бодра, а потраченное на это время наполнено благодатным смыслом.

Церковное пение знакомит нас с истинами веры. Церковное пение раскрывает перед церковными певцами и богомольцами истины христианской веры, так как преподносит их в легкоусвояемой форме содержательного текста, облечённого в мелодию. По этому поводу свт. Иоанн Златоуст говорит: «Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения».[2]

В своей «Исповеди» блаженный Августин рассказывает о том, как он слушал церковное пение (амвросианский распев[3]): «Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей Церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина отцеживалась в сердце мое, я был охвачен благоговением; слезы бежали, и хорошо мне было с ними».[4]

Церковное пение — это служение. Когда певец поёт в храме, он исполняет особенное служение Богу. Действительно, что может быть прекраснее, чем петь Богу! Это роднит нас с ангельскими силами, поющими в вышних: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славой Его!» (Ис. 6:3). Мы знаем, что именно ангелы пели Христу в ночь, когда Он родился (Лк. 2:13-14). Неслучайно, во время святой Литургии мы поём: «Мы, тайно изображающие херувимов, и поющие животворящей Троице трисвятую песнь…»[5]

Церковное пение может привлечь людей в храм. То, что одарённые Богом композиторы писали такие песнопения, которые трогают и умиляют своей мелодией слушателей – неоспоримый факт. Эти жемчужины вокального искусства помогали молитвенному возношению тысяч сердец и в то же время удовлетворяли и эстетические потребности людей. В одном из своих интервью известный французский кинорежиссёр минувшего века, Робер Брессон сказал: «Я уверен, что великие художники, музыканты, скульпторы, архитекторы сделали для Церкви не меньше, чем духовенство». Исполняемое подобающим образом, церковное пение может привлечь людей в храм. Именно так и происходило, когда пел протопсалт Иван Каиков (†1965), как это описывает музыковед Петр Динев: «В Софии, Иван Каиков своим умилительным пением привлекал множество богомольцев и любителей церковного пения из всех кварталов столицы. А во время Великого поста и особенно в продолжение Страстной седмицы, храм, где он пел, не мог вместить весь народ, который собрался его послушать».[6]

Церковное пение — это молитвенное излияние человеческой души пред Богом. Одна старая поговорка гласит: «Кто поёт, молится дважды». Это почувствовали и поняли все вдохновенные творцы церковных песнопений, которые завещали нам богатство своих музыкальных произведений. Их разучивание и исполнение могут нам принести не только духовную пользу, но и радость, которую никто не может отнять у нас.
 

[1] Древний струнный музыкальный инструмент, похожий на арфу.

[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы. Беседа 11 на псалом 41.

[3] Амвросианский распев самый старый в Римокатолической церкви. Возникновением своим обязан свт. Амвросию Медиоланскому (†397 г.).

[4] Блаженный Августин. Исповеди.

[5] Херувимская песнь поётся во время святой Литургии во время Великого входа. Составление этого песнопения приписывается императору Юстиниану Младшему в 573 г.

[6] Динев, П. Църковнопевчески школи през Възрожденската епоха. Одринска школа. // Църк. вестник, № 7, 20 февр. 1960, с. 8.

 

Copyright © 2013. Болгарское подворье.