Календарь дневной

Православие.Ru
Ссылки
Официальный сайт Болгарской Православной церкви Официальный сайт Русской Православной церкви
Посетители
Яндекс.Метрика Новости

На пользу «роду славянскому»

 
В пятницу, 25 ноября, болгарская православная церковь отмечает 1100-летие святого Климента Охридского. Его считают самым известным и талантливым учеником славянских апостолов святых братьев Кирилла и Мефодия. Будучи просветителем болгар в эпоху Первого болгарского царства, Климент Охридский был книжником, который, по мнению большинства современных ученых, создал кириллицу такой, какой православные славянские народы пользуются до сих пор.

 

icon

 

В годовщину кончины этого ученого и священника, переводчика и автора церковных текстов в республике пройдет серия памятных мероприятий, а накануне отмечаемого 25 ноября дня памяти Климента Охридского в болгарскую столицу доставят из Греции мощи этого подвижника, причисленного к лику святых.

К памятной дате Болгарский народный банк выпустил серебряную монету с позолотой достоинством в 10 левов (5 евро), на которой изображен образ Климента Охридского. В крупных городах проводятся семинары и выставки, посвященные просветителю. В день памяти болгарский патриарх Неофит и греческий митрополит Пантелеймон отслужат в столичном храме-памятнике Святого Александра Невского торжественную литургию.

Кириллица создавалась Климентом Охридским на основе греческого письма, которое было приспособлено  под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголицу появившуюся  раньше кириллицы, по-видимому, создал Кирилл, а вот кириллицу — Климент Охридский. Алфавиты на основе кириллицы являются или являлись системой письменности для 108 мировых языков.

Согласно житию Дмитрия Хоматиана, Климент Охридский происходит из "европейских мизов”, как в те времена называли болгар. Есть предположения, что он сын "благородных родителей”, т.е болгарского аристократа. Сыновья аристократов обучались в своеобразных пажеских корпусах, где они изучали языки, управление, военное дело. Из сведений о зрелой жизни Климента видно, что эти знания он успешно использовал в своей деятельности книжника и церковного администратора.

В 865 г. болгарский владетель Борис I объявил христианство единственной разрешенной религией в Болгарском царстве. В эту эпоху Болгария включала в себя, кроме нынешней ее территории еще и территории Сербии, Украины, Македонии, Румынии, Молдовы, Южной Украины и Северной Греции, которые были заселены болгарами, фракийцами, славянами, аварами, греками, сербами, влахами. Борис I использовал свои связи с элитой Византии, патриархом Фотием и императором Михаилом, чтобы создать славянскую (древнеболгарскую) письменность и ввести богослужение на родном языке. 

Эта задача была возложена на братьев Кирилла и Мефодия. Они в 855 г. создали новую азбуку, так называемую глаголицу, перевели самые необходимые богослужебные книги и начали проповеди в Болгарии в долине реки Брегалница (на территории нынешней Восточной Македонии). Там они крестили 54 000 болгар, но их миссия вскоре была прекращена. Именно тогда к Кириллу и Мефодию присоединилась группа молодых болгар, среди которых своим умом и работоспособностью отличался Климент. После смерти Мефодия в 885 г (Кирилл умер в 869 г) под давлением немецких епископов Климент был арестован великоморавским князем Светополком вместе с еще 200 учениками. Борис I, однако, добился освобождения Климента  и принял его в Болгарии с великим почетом.

Борис I сознавал, что Климент очень полезен для царства, где в это время богослужение все еще велось на греческом языке. Для болгарского владетеля выход был один — создать собственный славяноязычный духовный клир, который постепенно принял бы управление болгарской церковью и впоследствии отстаивал ее независимость. Вот почему в 886-887 гг. на Климента была возложена очень ответственная миссия — Учителя. Его послали в область Кутмичевица. В те времена это были юго-западные болгарские земли, а сегодня — это территория Республики Македония и Албании.

В очень короткие сроки, всего за 6 лет, до 893 г., в созданной им Охридской просветительской школе, сравнимой по своему значению с Магнаурской школой  Константинополя, Климент при поддержке со стороны богатого болгарского царства и, благодаря своим организаторским и педагогическим способностям, обучил и подготовил 3500 священников. Вскоре после восхождения на престол в 893 г. сына Бориса I, Симеона, Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а богослужение в епархии Климента перешло с греческого на болгарский язык. Впервые вся богослужебная, проповедническая, вся церковная практика стала совершаться на понятной населению речи. Древнеболгарский язык официально стал языком священным, равнопоставленным греческому, еврейскому и латинскому языкам. В Симеоновой Болгарии он превратился в богослужебный, а позже стал использоваться и другими славянскими православными народами — сербским и русским.

Климент умер в глубокой старости 27 июля 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре, в могиле, выкопанной им самим. Вскоре после его смерти Болгарская церковь причислила его к лику святых. Известен один показательный эпизод из последних дней жизни Климента. За несколько месяцев до своей смерти он попросил царя Симеона освободить его от выполнения обязанностей митрополита, но получил отказ. Таким образом, Климент Охридский служил достойно до своего последнего дыхания не только церкви, но и "на пользу роду болгарскому". В его честь  названы Софийский государственный университет, много улиц и школ в Болгарии.

Святой Климент Охридский был очень талантливым гимнографом — автором поэтических хвалебных песен. Именно он заложил основы славянской церковной поэзии. Самые последние исследования в области гимнографии показывают, что Климент является автором свыше двадцати гимнографических текстов, написанных с исключительным мастерством. Идентификации этих произведений мы обязаны как болгарским, так и российским палеославистам.

Усвоивший лучшее из византийской церковной риторики, Климент создал десяток произведений — поучительных и похвальных слов, необходимых в богослужении и для приобщения новокрещенных христиан к нормам христианской морали и этики, для разъяснения основных догм и таинств Церкви. Заслуга Климента также состоит в том, что он создал первое оригинальное панегирическое произведение про своего великого учителя св. Кирилла — это Похвальное слово Константину Философу, где автор прославляет двух славянских апостолов Кирилла и Мефодия.

После принятия христианства на Руси и в Сербии, десятки болгарских рукописных книг переписывались русскими и сербскими книжниками. В русских списках осталось самое большое число похвальных слов святителя Климента и русские книжники сохранили бесценное литературное наследие, которое формирует общую православную культуру славянского мира. Поэтому чествование 1100-летия Успения Климента Охридского — это чествование не только начала славянской письменности, но и создания  общего православного культурного пространства.

По материалам "Российской газеты"

 

 

 

 

Copyright © 2013. Болгарское подворье.